Памятка муниципального служащего
по вопросам противодействия коррупции
Основные понятия, используемые в настоящей памятке:
Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Функции муниципального (административного) управления организацией - полномочия муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Личная заинтересованность - возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в муниципальных органах, органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях.
Значительный размер взятки - сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
Запреты, связанные с муниципальной службой, приводящие к конфликту интересов:
управление коммерческой организацией;
избрание: государственная должность, выборная должность в ОМС, профсоюз;
предпринимательская деятельность;
ценные бумаги;
представитель, поверенный;
вознаграждения, награды;
средства материально-технического обеспечения;
публичные высказывания;
деятельность за счет средств иностранцев.
В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных:
Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.
К гражданско-правовым коррупционным деяниям относится принятие в дар (и дарение) подарков муниципальным служащим в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей.
К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.
Преступлениями коррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении муниципальным служащим каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.
Возможные ситуации коррупционной направленности и рекомендации по правилам поведения
1.Провокации:
Во избежание возможных провокаций со стороны обратившихся за услугой граждан, должностных лиц осуществляющих проверку деятельности подразделения:
не оставлять без присмотра служебные помещения, в которых находятся посетители, и личные вещи (одежда, портфели, сумки и т. д.);
в случае обнаружения после ухода посетителя на рабочем месте или в личных вещах каких-либо посторонних предметов, не предпринимая никаких самостоятельных действий, немедленно доложить руководству.
2.Дача взятки:
вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;
внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке;
доложить о данном факте служебной запиской вышестоящему руководству;
обратиться с письменным сообщением о готовящемся преступлении в соответствующие правоохранительные органы;
обратиться к представителю нанимателя.
3.Конфликт интересов:
внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов;
принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только Вам станет об этом известно;
принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с непосредственным руководителем;
изменить должностные или служебные положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
отвод или самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
передать принадлежащие служащему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.
Перечень преступлений коррупционной направленности
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица;
связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
совершение преступления только с прямым умыслом.
Статья УК |
Наименование |
Максимальное наказание |
159 |
Мошенничество |
До 10 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей |
160 |
Присвоение или растрата |
До 10 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей |
204 |
Коммерческий подкуп |
До 12 лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа |
285 |
Злоупотребление должностными полномочиями |
До 7 лет лишения свободы |
85.1 |
Нецелевое расходование бюджетных средств |
До 5 лет лишения свободы |
286 |
Превышение должностных полномочий |
До 4 лет лишения свободы |
290 |
Получение взятки |
До 12 лет лишения свободы |
291.1 |
Посредничество во взяточничестве |
До 12 лет лишения свободы |
Увольнение в связи с утратой доверия (статья 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции:
1.3а несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции налагаются взыскания, предусмотренные Федеральным законом.
2.Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 (урегулирование конфликта интересов) и 15 (сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего) Федерального закона.
3.Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 (дисциплинарная ответственность муниципального служащего) Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании:
доклада о результатах проверки;
рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;
объяснений муниципального служащего;
иных материалов.
4.При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.